Буллинг – одна из самых обсуждаемых проблем современной школы. Подростковая жестокость существовала и раньше (стоит вспомнить известное произведение Железникова «Чучело»), но о ней тогда говорили гораздо меньше. В последнее время интернет пестрит сообщениями о детской жестокости, дети выкладывают в сеть ролики об издевательствах над более слабыми сверстниками. Задача педагогов и родителей — вовремя распознать буллинг.
Маркеры буллинга:
- Нежелание ребенка ходить в школу. Речь идет не о разовой ситуации, а о систематическом отказе посещать учебное заведение. Все дети периодически не хотят идти в школу – сказывается и усталость, и несделанное домашнее задание, и конфликты с одноклассниками. В ситуации с буллингом ребенок не хочет посещать учебное заведение всегда, вне зависимости от обстоятельств.
- Нежелание разговаривать о школе.Дети много времени проводят в школе, поэтому логично ждать от них рассказов о ней и об одноклассниках. Особенно красноречивы младшие школьники. Если вдруг ребенок перестал рассказывать о школьной жизни, на вопросы отвечает с неохотой или вовсе отмалчивается, то стоит насторожиться.
С подростками сложнее, так как они нередко отличаются скрытностью, но их можно разговорить вопросами об отношениях с одноклассниками. Мир чувств и отношений – это мир тинейджеров, и в школу они ходят не ради новых знаний, а ради нового чувственного опыта. Если подросток замкнулся в себе и начал прогуливать школу, стоит дойти до школьного психолога и узнать, как обстоят дела в классе.
- Соматические проявления страха.Признаками страха являются соматические проявления: энурез, частые болезни, приступы болей в животе, которые проходят сразу, как только принимается решение не отправлять ребенка в школу. Стоит обратить внимание на рисунки ребенка — в каких тонах и с каким настроением он рисует школу.
- Снижение успеваемости.И младшие школьники, и подростки не способны думать об учебе, если они ежедневно подвергаются травле. Безусловно, помимо буллинга есть масса причин, по которым дети плохо учатся, но и отбрасывать мысль о том, что школьника могут травить, не стоит. Речь идет не о паре двоек, которые школьник нахватал в конце четверти, а о систематической неуспеваемости, особенно, если раньше проблем с оценками не было.
- Заниженная самооценка ребенка.Чувство вины – отличительная особенность детей — каждый винит себя в том, что с ним случилось. В случае буллинга школьник считает, что заслужил такое отношение к себе, что агрессоры в чем-то правы. Нередко от жертв травли можно услышать такие слова, как «я ничтожество», «я не достоин счастья», «моя жизнь ужасна». Вообще, любой человек, регулярно слышащий в свой адрес оскорбления, в какой-то момент верит, что это не оскорбления, а правда.
Говоря о буллинге, важно помнить, что травля не имеет ничего общего с обычными конфликтами, возникающими между школьниками. Все ссорятся и мирятся, все учителя повышают голос на нерадивых учеников. Буллинг же – явление абсолютно другое: это умышленное систематическое регулярное насилие (физическое или моральное), и в этих отношениях участники находятся в неравных отношениях – агрессор всегда наделен властью. Говоря о насилии, важно понимать, что не только толчки, пинки и удары можно относить к насильственному поведению – у жертв буллинга может не быть ни одного синяка, ведь моральное насилие физических следов не оставляет. Насмешки, троллинг, оскорбления, унижения, отвержение, игнор, угрозы – все это является психологическим насилием.
Профилактика буллинга – задача школьного психолога. Выявление буллинга – общая задача и школьной психологической службы, и педагогического состава, и родителей. Как только у вас появились подозрения о травле ребенка, надо прийти к классному руководителю или школьному психологу и задать интересующие вас вопросы. Чем раньше будет обнаружена травля, тем меньше будут последствия у всех участников буллинга. Если проблему не замечать, последствия могут быть катастрофическими – от колумбайна до суицида.