На страже благополучия

Методическое совещание по выявлению признаков девиантного поведения у подростков.

В современном мире, полном вызовов и стремительных социокультурных изменений, роль педагога, и особенно классного руководителя, в жизни подростка становится поистине ключевой. Классный руководитель – это не только организатор учебного процесса, но и наставник, доверенное лицо, тот, кто первым замечает малейшие изменения в поведении ребенка. Именно поэтому проведение целенаправленных методических совещаний по актуальным проблемам становится неотъемлемой частью работы педагогического коллектива.

12.12.2025г. в ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»  состоялось такое важное событие – методическое совещание классных руководителей на тему «Признаки девиантного поведения подростков и алгоритм действий педагога». Целью данного мероприятия стало повышение компетентности педагогов в вопросах раннего выявления тревожных симптомов, профилактики девиантного поведения и формирования эффективной стратегии поддержки обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации.

Актуальность темы продиктована растущим числом факторов риска, с которыми сталкиваются современные подростки: информационные перегрузки, давление социальных сетей, семейные трудности, неуверенность в будущем, а также легкий доступ к негативному контенту и потенциально опасным сообществам. Своевременное распознавание тревожных «звоночков» и адекватная реакция педагога могут предотвратить развитие серьезных проблем и спасти ребенка.

Основные задачи совещания:

  1. Актуализировать и систематизировать знания педагогов о видах и признаках девиантного поведения (аддиктивное, агрессивное, патологичное сексуальное и репродуктивное, социально-паразитарное, суицидальное, отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации).
  2. Научить различать ситуативные реакции подростков от устойчивых паттернов деструктивного поведения.
  3. Отработать алгоритм действий классного руководителя при выявлении подозрительных признаков, а также механизмы взаимодействия со специалистами техникума (педагогом-психологом, социальным педагогом) и родителями.
  4. Сформировать единый подход в педагогическом коллективе к вопросам профилактики и коррекции девиантного поведения.

Педагог-психолог Надеева Елена Викторовна в своем выступлении осветила признаки и причины возникновения деструктивного поведения, механизмы  их формирования,  а также детально были рассмотрены виды деструктивного поведения. Особое внимание уделила  невербальным признакам, которые зачастую остаются незамеченными:

  • Эмоциональные изменения: резкие перепады настроения, апатия, постоянная раздражительность, повышенная тревожность, необъяснимая грусть.
  • Социальные изменения: изоляция от сверстников, смена круга общения на более маргинальный, скрытность, частые конфликты.
  • Академические изменения: внезапное снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, прогулы, нарушение дисциплины.
  • Физические/поведенческие изменения: нарушения сна и аппетита, изменения во внешнем виде (неряшливость, ношение закрытой одежды в жаркую погоду – возможно, для скрытия следов самоповреждений), агрессивные действия, признаки употребления ПАВ (расширенные/суженные зрачки, запах, неадекватная реакция), появление суицидальных высказываний или намеков.

Было подчеркнуто, что наличие одного признака не является однозначным свидетельством девиации, но сочетание нескольких и их устойчивость требуют пристального внимания.

В ходе совещания педагогом-психологом были представлены и изучены методические материалы по алгоритмам действий специалистов в ситуациях выявления тревожных факторов поведения несовершеннолетних обучающихся, свидетельствующих  о совершаемых противоправных посягательствах в их отношении, в том числе против половой  неприкосновенности – Навигатор профилактики виктимизации детей и подростков для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, иных педагогов и специалистов образовательной организации.

  По завершению методического совещания классные руководители поделились своими наблюдениями и успешными практиками выстраивания доверительных отношений с учащимися, что является лучшей профилактикой девиантного поведения.

Проведение данного методического совещания стало важным шагом в укреплении профилактической работы в нашем техникуме. Мы убеждены, что только слаженная работа всего педагогического коллектива, основанная на знаниях, внимании и заботе, позволит нам успешно решать сложные задачи воспитания и помогать нашим студентам расти здоровыми, счастливыми и успешными гражданами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *